Информационно-деловой портал!

ИСТОРИЯ

трактор кировец

Одной из знаменательных дат в истории Кировского завода, которая существенно повлияла на его судьбу, является 13 июля 1962 года, когда был выпущен первый трактор «Кировец» К-700. Это был прорыв в области трактороного машиностроения.

Послевоенное развитие страны ставило новые задачи, в т.ч. в области сельского хозяйства. Аграрная доктрина тех лет была нацелена на создание крупных хозяйств, обладающих обширными посевными площадями. Для их обработки требовались мощные тракторы, способные проводить полевые работы в сжатые сроки. Это было особенно актуально в суровых климатических условиях средней полосы России, чтобы избежать потерь от непогоды. Необходимость создания мощных колесных тракторов диктовалась еще и тем, что к началу 60-х годов парк обычных пахотных сельскохозяйственных тракторов в основном состоял из маломощных гусеничных машин ДТ-54 и колесных тракторов с металлическими (с шипами) колесами.

Мировая практика, да и собственный опыт подсказывали, что тракторы, оснащенные резиновыми шинами, более универсальны, они способны передвигаться по шоссейным дорогам с высокой скоростью своим ходом, легко вписываться в растущий грузовой поток на современных дорогах с усовершенствованным покрытием, что для гусеничных машин было весьма затруднительно. Поэтому, когда осенью 1959 года находящемуся с визитом в США Н.С.Хрущеву показали мощный колесный трактор фирмы «Джон Дир», глава КПСС и советского правительства по достоинству оценил его. По возвращении из поездки он поставил задачу организовать производство принципиально новых энергонасыщенных скоростных тракторов общего назначения мощностью 200-220 л.с. с широким шлейфом навесных и прицепных орудий. Машины подобного класса и мощности в нашей стране тогда не делал никто.

В августе 1961 года было принято постановление правительства о производстве такого трактора на Кировском заводе в Ленинграде. Выбор этот был не случаен. Предприятие имело богатый опыт тракторостроения: еще в 1924 году оно сумело первым в стране наладить выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец», а впоследствии - тракторов «Универсал». Всего с 1924 по 1936 год кировцами было выпущено около 40 тыс. машин, которые пришли на смену лошади и сохе на крестьянской ниве. В последующие годы одной из ведущих специализаций завода было производство тяжелых танков, что позволило создать солидную и вполне пригодную для тракторостроения конструкторскую и производственно-технологическую базу. Учитывалось также и то, что Кировский завод еще со времен Николая Путилова отличался не только многопрофильностью производства, но и универсальностью своих рабочих, инженеров, конструкторов.

Как всегда и было на Кировском, задачу удалось решить в кратчайшие сроки. Для организации конструкторско-проектировочных работ по новому трактору в системе заводского Особого конструкторского бюро танкостроения (ОКБТ), руководимого Ж.Я.Котиным, создали специализированное тракторное КБ, которое возглавил кандидат технических наук В.Поляченко. К концу 1961 года конструкторы завершили работу над эскизным проектом и успешно защитили его. А 26 января 1962 года был защищен и технический проект нового трактора.

Конструкция нового трактора «Кировец» соответствовала мировым требованиям того времени. 16-скоростная коробка передач при четырех диапазонах, два ведущих моста, механическая трансмиссия, гидравлическое управление переключениями внутри режимов обеспечивали эффективность технологических, рабочих и транспортных режимов. Гидравлическая система поворота и шарнирно-сочлененная рама оптимизировали компоновку, повысили маневренность трактора и его проходимость. Тяговые качества трактора (5 тонн на крюке) и его скоростная характеристика (до 10 км/ч при ведении пахоты) давали возможность в два-три раза увеличить производительность труда на сельскохозяйственных и транспортных операциях и в два раза сократить агротехнические сроки выполнения сельскохозяйственных работ, что, естественно, способствовало повышению урожайности.

Особое внимание конструкторы уделили условиям труда тракториста. Кабину трактора сделали цельнометаллической, герметичной, оборудовали ее системой вентиляции и отопления, а также подрессоренными сиденьями. Все основные операции по агрегатированию трактора с различными орудиями мог выполнять сам тракторист. Предусматривалась поставка по отдельному заказу системы предпускового обогрева двигателя.

Завод должен был уже в 1962 году изготовить пять опытных образцов машин и приступить к созданию и освоению новых производственных мощностей. В 1963-1964 годах предстояло поставить трактор на серийное производство.

Началась работа по его изготовлению. Это был профилирующий заказ, и приоритет ему отдавался полностью. В создании трактора участвовал весь завод. Тракторные заказы в цехах выполнялись в первую очередь. Уже в конце января 1962 года известный токарь О.Ларченков изготовил для него первую деталь, а полгода спустя из ворот Кировского вышел трактор с номером 1. Прямо с заводского митинга трактор отправился на поля пригородного совхоза, где начались предзаводские отладочные испытания в полевых условиях. В агрегате с восьмикорпусным плугом трактор проложил первую борозду глубиной 25-27 см. Огромная, мощная машина шла с небывалой скоростью, переворачивая плугом громадные пласты земли. Вскоре на опытное поле пришли тракторы под номерами 2 и 3. Испытания показали, что основные технические показатели, заложенные в чертежах, обеспечены. В марте 1963 года уже семь тракторов отправились на государственные испытания. Они проводились в самых тяжелых условиях: в Азербайджане, где трудновозделываемая почва, в Ростове-на-Дону, в Казахстане, где использовались на севе хлопчатника. Всего в 1963 году были изготовлены 50 тракторов К-700.

«Кировцы» мгновенно стали популярны во всей стране, и их производство наращивалось невиданными темпами. В 1964 году в строй вступил тракторный конвейер, и к концу года с него сошли уже 1200 машин. В 1966-м выпуск увеличился до 3820 единиц и продолжал расти из года в год. В 1975-м с конвейера Кировского завода сошел 100-тысячный «Кировец». Каждая последующая пятилетка ознаменовывалась очередным юбилейным стотысячником: 1980 год - 200-тысячный, 1985-й - 300-тысячный трактор. В 1987 году был достигнут рекордный выпуск тракторов, не имеющий аналогов в мировой практике, - 23 003 штуки.

Тракторы К-700 совершили своего рода революцию в крупномасштабном земледелии, дав мощный толчок развитию этой отрасли. К началу 90-х годов они обеспечивали выполнение до 40% основных сельскохозяйственных работ. Особенно славились «Кировцы» в зерносеятельных районах России, Украины, Казахстана. С их помощью были почти полностью решены проблемы зяблевой вспашки, посевных работ, незаменимы они были в качестве сельского транспорта, работая зимой и летом. Трудно было представить нашу страну без этих высокоэффективных машин, к тому же весьма комфортных и малочувствительных к российскому бездорожью. Многие «Кировцы» работали по 20-30 лет, помогая сельчанам в их нелегком труде.

По мощности, производительности труда, надежности, простоте эксплуатации и ремонта созданное кировцами детище стало новым словом в отечественном тракторостроении. И не только в отечественном. По единодушному мнению специалистов, с этими машинами мы обогнали Европу не менее чем на 25-30 лет. За высокие конструктивные и эксплуатационные качества трактор К-700 в 1968 году получил золотую медаль на выставке сельскохозяйственных машин в Германии. Весной 1969 года «Кировец» демонстрировался на 40-м Парижском салоне-выставке тракторов и сельскохозяйственных машин. Здесь он пользовался большим успехом и был признан самым мощным в мире сельскохозяйственным колесным трактором. В середине 70-х - 80-х годах тракторное производство Кировского завода модернизируется, осваивается ряд новых модификаций, не уступающих передовым мировым образцам. В 1975 году был спроектирован и внедрен в производство трактор второго поколения К-701, существенно отличавшийся от своего предшественника техническими и эксплуатационными параметрами, а также мощностью двигателя, которая была повышена до 300 л.с. В 1986 году собран трактор третьего поколения К-701М с новым дизайном, многими инновационными техническими решениями, двигателем 335 л.с., ставший базовой моделью при создании тракторов промышленного назначения «Кировец» К-702 и К-703. Еще более универсальной машиной стал сошедший с конвейера в 1987 году К-701М1. В нем применен двигатель мощностью 350 л.с., в трансмиссии использован гидротрансформатор, приняты меры, способствующие снижению утомляемости водителя и сохраняющие его длительную трудоспособность в напряженные дни сельскохозяйственных работ. Трактор был способен работать не только на полях, но и в качестве транспортного средства. В любых дорожных условиях он мог буксировать поезд общей массой до 40 тонн, освобождая пользователя от забот по транспортировке урожая автомобильным транспортом. Кроме того, К-701М1, оснащенный соответствующим навесным оборудованием, выполнял дорожно-строительные, мелиоративные и землеройные работы.

С начала 90-х годов, в период глубокого кризиса на селе и всеобщего безденежья выпуск традиционной продукции на Кировском резко сократился. В сложнейших условиях заводскими конструкторами создается целая гамма дорожно-строительных, лесотехнических и специальных машин на базе промышленных тракторов К-702М и К-703М (МА). Это были погрузчики, универсальные дорожные машины, бульдозеры, виброкатки, снегоочистители, лесотрелевочные тракторы, установки для ремонта нефтяных скважин, транспортно-технологические машины различного назначения и другая техника (всего 18 видов).

Таким образом, на Кировском заводе впервые в России был разработан и поставлен на серийное производство унифицированный ряд базовых колесных промышленных машин, соответствующих мировому техническому уровню, конкурентоспособных с зарубежными аналогами. Эта работа отмечена присуждением в 1997 году группе специалистов предприятия Государственной премии РФ. В том же году завод был сертифицирован как производство, соответствующее стандартам ISO 9000, и по¬лучил сертификаты соответствия на выпускаемую дорожно-строительную технику.

В 1995 году тракторное производство было преобразовано в закрытое акционерное общество «Петербургский тракторный завод» - дочернее общество ОАО «Кировский завод». Огромным достижением коллектива ПТЗ стал переход в сложнейших экономических условиях середины 90-х годов на новую модификацию «Кировца». Создание серии тракторов четвертого поколения было обусловлено, прежде всего, возрастающими требованиями отечественного рынка к уровню комфорта и техническим характеристикам тракторов, а также появлением в сельском хозяйстве России все большего количества импортной техники. Учитывая это, предприятие совместно с немецкой фирмой Land- und Kraftfahrzeugtechnik GmbH создает к 1995 году новый колесный трактор К-744 с двигателем 350 л.с, соответствующий мировому уровню. C конца 90-х гг. начинается освоение производства модификаций трактора К-744 серии «Р» (Россия) для внутреннего рынка. В марте 2000 года с тракторосборочного конвейера сошел первый серийный трактор К-744Р, в 2001 году эти машины успешно проходят сертификацию в Европе и России и официально включаются в Феде-ральный реестр сельхозтехники. А в феврале 2002-го официально снимаются с производства заслуженные ветераны серии К-700 как уже не соответствующие требованиям российской и международной сертификации.

При разработке новых тракторов серии К-744Р были применены последние достижения как российской, так и зарубежной науки и техники. К настоящему времени выпускаются несколько модификаций машин этой серии: К-744Р1 (300 л.с.), К-744Р2 (350 л.с.), К-744Р3 (390-420 л.с.). Последний трактор относится к 8-му тяговому классу и может работать с любыми широкозахватными и комбинированными орудиями. По сравнению с другими моделями этой серии трактор выпускается с другой облицовкой капота и имеет значительные изменения в базовой комплектации. Так, все машины К-744Р3 оборудуются 5-секционным гидрораспределителем фирмы Bosch (4 пары выводов для агрегатов) и аксиально-поршневым насосом фирмы Danfoss с регулированием расхода масла, что является необходимым условием для работы с большинством посевных комплексов как российского, так и зарубежного производства с шириной захвата до 12 м, в т.ч. с комплексами точного высева с приводом вентилятора от гидромотора. Трактор также поставляется с комплектом для сдваивания колес, которое позволяет ему в полной мере реализовать мощь двигателя для тягового усилия (до 8 тонн). По эргономике, системе управления и целому ряду других показателей «Кировец» К-744Р3 не уступает лучшим зарубежным образцам, а по цене значительно дешевле своих западных аналогов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ КИРОВСКОГО ЗАВОДА

1801 г. - образован Путиловский завод.

1924 г. - выпущен первый трактор "Фордзон-путиловец".

Конец 20-х гг.- начало 30-х гг. созданы пропашники "Универсал-1" и "Универсал-2".

17.12.1934 г. - Путиловский завод переименован в Кировский завод. С начала выпуска до 1941 г. выпущено свыше 125 тысяч тракторов "ФП" и тракторов-пропашников.

В 1941-1945 годах рабочие завода снабжали Ленинградский фронт боевой техникой и участвовали в защите города. Часть коллектива завода и часть оборудования были эвакуированы.

13 июля 1962 г. - выпущен первый 220-сильный колесный трактор К-700.

Март 1975 г. - выпущен 100-тысячный трактор К-700.

1975г. - начат выпуск К-700А.

Май 1975 г. - начат серийный выпуск К-701 (300 л.с).

29 сентября 1977 г. - трактору К-701 присвоен государственный Знак качества.

7 декабря 1977 г. - с главного конвейера сошел 150-тысячный трактор.

1980 г. - выпущен 200-тысячный трактор.

1985 г. - выпущен 300-тысячный трактор.

1988 г. - начат серийный выпуск К-701М.

1989 г. - выпущен 400-тысячный трактор.

1989 г. - освоен выпуск трелевочного трактора К-703 для лесозаготовок.

1990-1992 гг. - освоено производство семейства дорожно-строительных машин: фронтальный погрузчик К-702М-ПК6, самоходный виброкаток К-701-ВК, универсальная дорожная машина К-702МВ-УДМ, универсальный колесный бульдозер К-702МБ-01-БКУ, фрезерно-роторный снегоочиститель К-703МД-СФР.

Сентябрь 1992 г. - тракторное производство преобразовано в хозрасчетный комплекс «Тракторный» в ПО «Кировский завод».

Июль 1995 г. - хозрасчетный комплекс «Тракторный» преобразован в ЗАО «Петербургский тракторный завод» - дочернее общество ОАО «Кировский завод».

1995 г. - начат выпуск трактора К-744 (К-744А) мощностью 350 л.с., созданного совместно с немецкой фирмой Лаунд унд КФЦ техник.

1996 г. - начат выпуск плугов-рыхлителей ПРК-7(8)-40.

1997 г. - трактор К-744 на выставке в Чехословакии удостоен золотой медали. Завод сертифицирован как производство, соответствующее стандартам ISO 9000 и получает сертификаты соответствия на выпускаемую строительно-дорожную технику.

27 июля 1997 г. - образовано ЗАО «Агротехмаш» - генеральная сбытовая компания ЗАО «Петербургский тракторный завод».

1999 г. - разработана конструкторская документация и начато освоение производства модификаций трактора К-744 серии «Р» для внутреннего рынка.

2000 г. - первые поступления модификаций тракторов К-744 серии "Р" на отечественный рынок.

2001 г. - разработана КД и изготовлены опытные образцы трактора К-745 (420 л.с), предназначенного для освоения западного рынка, один из них с КПП "TWIN DISK", демонстрируется на выставке в Ганновере. Начат выпуск тяжелых дисковых борон БДТ-720 и универсальных навесных плугов-рыхлителей ПУН и ПРУН-8-45. Новое поколение сельскохозяйственных тракторов К744 серии "Р" проходит сертификацию в Европе и России, и они официально включаются в Федеральный реестр сельхозтехники.

1 февраля 2002 г. - осуществлен полный переход от производства тракторов моделей К-700А и К-701, выпускаемых заводом на протяжении многих лет и в настоящее время уже не соответствующих современным требованиям и стандартам к серийному производству модификаций трактора К-744 для российского рынка — К-744Р1 и К-744Р2, а с октября и трактора К-744Р. Освоен выпуск сварочных агрегатов К-703М(А)-4(8)-АС и роторных снегоочистителей К-703МА-ОС на базе промышленного трактора К-703М(А).

13 июля 2002 г. - отмечено 40-летие со дня выпуска заводом первого трактора К-700. За прошедшие 40 лет было выпущено более 461,5 тысяч тракторов марки «Кировец» различных модификаций.

"КИРОВЕЦ" СЕГОДНЯ

трактор кировец официальный сайт

В 2012 году началось радикальное обновление серии. Готовятся к запуску в серийное производство рестайлинговая версия линейки К-744Р и новое, шестое, поколение «Кировцев» серии К-9000. «744-е» приобретут новый экстерьер и интерьер, станут более комфортными для механизаторов, повысится удобство их обслуживания, будет обеспечена возможность агрегатирования с любыми современными сельскохозяйственными машинами и орудиями, присутствующими на отечественном рынке. В итоге решение этих задач позволит повысить сменную производительность трактора.

Тракторы семейства «Кировец» серии К-9000 являются самыми мощными и современными российскими тракторами. В линейке - 4 модели мощностью 400, 450, 500 и 550 л.с. От предыдущей серии К-744Р «девятитысячники» отличаются улучшенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками, расширенной базовой комплектацией, широким применением зарубежных компонентов, большей производительностью, надежностью, комфортностью и интеллектуальностью в управлении.

Одним словом, по прошествии 50 лет с того дня, как из ворот завода вышел первый «Кировец» К-700, тракторное производство развивается, оставаясь важнейшим направлением бизнеса ОАО «Кировский завод». К настоящему времени общее количество выпущенных на Кировском заводе тракторов всех модификаций, включая промышленные машины, достигло почти 470 тысяч, из них более 12 тысяч, начиная с 1968 года, поставлены на экспорт в 14 стран. Сейчас на полях планеты трудятся около 40 тысяч «Кировцев». И жизнь этих замечательных машин продолжается.